Остерегайтесь невежды, вводящего людей в заблуждение
Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я боюсь для своей общины имамов, вводящих (людей) в заблуждение!» Этот хадис передал ат-Тирмизи.
Достоверность хадиса подтвердили хафиз Абдуль-Хакк аль-Ишбили, хафиз Ибн
Хаджар и шейх аль-Албани.
В этом хадисе имеются те, которые призывают людей к нововведениям и другим
заблуждениям, которые не имеют достоверной основы в религии или говорят
относительно религии на основе своих страстей.
Зияд ибн Худайр рассказывал: «Однажды Умар ибн аль-Хаттаб спросил меня: “Знаешь
ли ты, что разрушает Ислам?” Я ответил: “Нет”. Он сказал: “Его разрушают ошибки
учёных, споры лицемеров о Книге Аллаха и решения вводящих в заблуждение
имамов». ад-Дарими. Иснад хороший.
Имам аль-Фудайль говорил: «Что ты будешь делать, когда наступят такие времена,
когда ты будешь видеть людей, неспособных отличить истину от лжи, верующего от
неверного, предателя от правдивого и невежду от учёного?!».
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: «Простой народ считает учёным того, кто выступает
на минбаре».
Имам аш-Шатыби сказал: «Проблемы людей происходят по причине невежд (джахилей),
которых они считают учеными».
Имам Абу Шама сказал: «Чаще всего люди попадают в нововведения/бид’а/ по
причине того, что они начинают считать какого-то человека обладающим знанием и
богобоязненным, тогда как тот не является таковым. И такие люди начинают
взирать на его слова и дела и следовать за ним в этом, и тем самым они приводят
в расстройство свои дела!».
Критерии учёных:
Учёный – это тот, о котором другие учёные отозвались, как об учёном, имеющем
право давать фетвы и от которого можно брать знания. Подобная рекомендация
учёных именуется как «тазкия» и берёт свое начало от Пророка, да благословит
его Аллах и приветствует, который часто это делал. Как, например, он, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обучайтесь Корану у четверых:
Ибн Масуда, Убаййа ибн Кааба, Муаза ибн Джабаля и Салима, вольноотпущенника Абу
Хузайфы». Бухари и Муслим.
Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Самым знающим
в вопросах дозволенного и запретного в этой общине является Муаз ибн Джабаль».
Учёные дают рекомендации (тазкия) друг другу, что берёт свое начало от
сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которым в своё
время дал тазкию сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Сахабы делали
тазкию табиинам, табиины своим последователям, и цепочка продолжалась.
И так имам Малик дал тазкию аш-Шафии, аш-Шафии — Ахмаду. И таким образом эта
Сунна продолжается, и будет продолжаться вплоть до преддверия Судного дня, что
когда появится Иса (мир ему), он даст тазкию Махди».
Имам Малик говорил: «Я не давал фетву до тех пор, пока семьдесят людей из числа
обладающих знанием не засвидетельствовали, что я этого достоин».
Имам аш-Шатыби сказал: «Тот, о ком учёные не сказали, что он учёный, не
является таковым до тех пор, пока учёные не засвидетельствуют о нем, что он
учёный!». Шейх аль-Албани сказал: «Это наставление имама аш-Шатыби адресовано
учёному, который способен донести до людей какое-либо знание: не делать этого,
пока не засвидетельствуют о нем ученые, что он годится для этого. Смысл этого
состоит в опасении того, что подобный человек может быть из числа приверженцев
страстей. Что бы сказал имам аш-Шатыби, увидев некоторых людей, приписывающих
себя к знанию в наши дни?!».
Учёные могут дать тазкию студентам требующим знания и студенты дают тазкию
другим студентам. Однако студенты не дают тазкию учёным.
Учёный – это также человек, который отдаёт приобретению знания долгие годы в
течение всей своей жизни. И не является учёным тот, кто отучился несколько лет
в каком-либо исламском заведении, а затем прекращает учиться.
Саид ибн Джубайр сказал: «Человек продолжает оставаться учёным до тех пор, пока
продолжает учиться. Если же он перестанет учиться и решит, что больше в этом не
нуждается, то он самый невежественный человек».
От Абу Асыма ан-Набиля сообщается, что однажды, когда он сидел в обществе
Суфьяна ас-Саури, пришёл молодой парень из числа обладающих знанием, который
стал разговаривать, превознося себя с помощью знания над теми, кто был старше
него. Тогда разгневался Суфьян, и сказал: «Не были праведные предшественники
такими. Ни один из них не претендовал на звание имама и не садился на почётное
место, пока не приобретал знание тридцать лет! А ты превозносишься над теми,
кто старше тебя в годах. Встань и уходи, ибо я не вижу никого, кто был бы ниже
тебя в моём собрании (маджлис)».
Больше всего удивляет то, что те, кто ругает больших учёных и считает себя
более осведомленным в религии, чем они, не прожили и половины того, сколько
приобретали знание эти великие имамы, которые требовали знание по шестьдесят,
семьдесят лет!
К выше сказанному также относится и пожилой возраст.
Шейх Абду-с-Салям ибн Барджис говорил: «Из того, что отличает учёного от
неучёного – это преклонный возраст. Даже если это и не является условием того,
чтобы быть учёным, но в наше время необходимо это делать условием из-за
огромного вреда, который несёт в себе приобретение знания от молодых, а также
из-за того, что множество людей в наши дни не в состоянии отличить учёного от
неучёного».
Основанием на слова шейха служит хадис Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, который сказал: «Одним из признаков Судного Часа является
то, что знание будут приобретать от малых». Ибн аль-Мубарак и ат-Табарани.
Среди учёных было разногласие в понимании слова «малые». Одни сказали, что это
приверженцы нововведений. Другие сказали, что речь идёт о молодых. А третьи
сказали, что речь идёт о людях, которые ставят своё мнение выше слов
сподвижников. Но как бы то ни было, слово «малые» в хадисе является обобщённым
и поэтому неприемлемо брать знание у всех этих трёх категорий людей.
Также на то, что этот хадис включает в себя и молодых в годах указывают слова
Ибн Масуда, который говорил: «Люди будут пребывать в благополучии до тех пор,
пока будут приобретать знания от пожилых, достойных доверия учёных. А когда они
станут приобретать знания от молодых, то впадут в противоречия из-за своих
порочных желаний, а затем погибнут». ат-Табарани. Имам Ибн Къутайба о словах
Ибн Масуда сказал: «Он хотел сказать, что люди будут пребывать в благополучии
до тех пор, пока их учёными будут пожилые, а не молодые люди. Ведь пожилой уже
забыл об усладах молодости, о свойственной ей горячности, поспешности и
неразумности, приобрёл знание и опыт. В отношении его знания его не посещают
сомнения, им не овладевает страсть, его не охватывают желания, и шайтан уже не
может заставить его ошибиться так, как в молодости. С возрастом приходит
серьезность, величавость и почтение. Молодому же человеку свойственны все эти
недостатки, от которых обезопасил себя пожилой, и если они им овладеют, и он
вынесет фатва, то погубит себя и других».
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади, который привёл слова Ибн Къутайбы, также отдал
предпочтение тому, что под словом «малые» речь идёт о молодых в годах.
От Ибн Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал: «Благословение (баракат) с вашими старцами». Ахмад.
Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Албани.
А что касается произвольного толкования религии молодыми, то это один из
характерных признаков хариджитов. Как сказал о них Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует: «Молодые в годах и бестолковые в умах». аль-Бухари.
Имам ан-Навави об этом хадисе сказал: «Из этого хадиса извлекаем то, что
стойкость и сила знания достигаются с преклонным возрастом».
Максимум, что может сделать молодой – это передавать слова больших учёных,
которые он узнал. Имам Ибн аль-Мубарак сказал: «Если молодой передаёт от
большого учёного, то он уже не является малым».
Это то, чем пренебрегают множество студентов наших дней, занимаясь
самостоятельным разъяснением религии, не делая ссылок и не передавая лишь слова
учёных.
Человек также не может быть учёным, если он не знает тщательно положения
религии.
Также настоящий учёный – это тот, кто открыто придерживается истины. И здесь
необходимо затронуть один момент. Многие мусульмане полагают, что истина не
может быть явной, ясной и открытой, а полагают, что она где-то скрыта и
считают, как мы уже говорили, что истинные учёные – это подпольные учёные, а не
те, которые открыто, могут говорить истину. Такое понимание ошибочно. Такого
критерия в Исламе нет, более того Всевышний Аллах сделал Свою религию явной и открытой. Всевышний Аллах
сказал: «Он – Тот, Кто отправил Своего посланника с верным руководством и
религией истины, чтобы сделать её явной над прочими религиями, даже если это
ненавистно многобожникам» (ат-Тауба:33; ас-Саф:9).
Истинное знание будет всегда явным и истинные учёные этой религии будут всегда
открыто придерживаться истины. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и
приветствует: «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться
истины и не повредят им выступающие против них до тех пор, пока не придёт
повеление от Аллаха!» Аль-Бухари и Муслим.
Обратите внимание на слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует,
который сказал: «Не перестанет открыто придерживаться истины», именно явно и
открыто, а не тайно и подпольно.
Ибн Умар рассказывал: «Однажды один человек пришел к Пророку, да благословит
его Аллах и приветствует, и сказал: “О Посланник Аллаха, дай мне наставление!”
Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поклоняйся Аллаху и
никого не придавай Ему в сотоварищи, совершай молитву, выплачивай закят,
постись в Рамадане, совершай хаджж и умру, слушайся и повинуйся правителю
мусульман, придерживайся открытости и остерегайся скрытности!”» Ибн Абу Асым.
Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса хорошим.
Умар ибн Абдуль-Азиз говорил: «Если ты увидишь людей, которые втайне от всех
говорят что-либо о своей религии, то знай, что они в основе заблуждения!» Он
также сказал: «Знание не пропадёт, пока оно не станет тайным».
Комментарии:
Редакция сайта islam-rm.com не несет ответственности за комментарии опубликованные пользователями.
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением комментаторов.
Для того, чтобы оставить комментарий или оценить существующие, Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться в системе!