Знай свои приоритеты
08 03 2021 г.
Земной
мир полон добра и зла, радости и горя, веры и неверия. Эти
противоположности тесно соприкасаются друг с другом, воплощая в жизнь
удивительный замысел Аллаха. Человек приходит в этот мир на короткий
срок и покидает его, не забирая с собой ничего, кроме собственных
деяний. Богатство и дети, высокое положение и слава — ничто из этого
человек не может унести с собой в могилу. Прожитая жизнь подобна
предрассветному сну. Она пролетает быстрее, чем облака, не оставляя
человеку шанса вернуть вчерашний день. Если он оглянется назад и
задумается над своими деяниями, его сердце переполнится беспокойством,
разочарованием и унынием. Он не испытает радости от того, что предавался
мирским усладам и добивался успехов в молодости. Мучительное бремя
приближающегося конца погрузит его в тяжёлые раздумья. В таком состоянии
окажутся все, кроме тех, чьи сердца преисполнены веры в Аллаха и в
последнюю жизнь, кто живёт по закону Всевышнего и готовится к встрече с
Ним.
Вера в воздаяние после смерти оказывает
сильное влияние на личность и поведение мусульманина. Мирские богатства
не прельщают верующего, поскольку его широкая душа не умещается в этом
тесном пространстве. Она стремится к своему Создателю и живёт с
надеждой. Истинный верующий не привязан к земному миру. Здесь он ощущает
себя пленником. Грехи и несчастья, зло и притеснения отягощают его.
Каждую чужую боль он воспринимает как свою собственную, и только вера в
наивысшую справедливость помогает ему жить дальше. И он живёт ради
своего Господа и Благодетеля, ради вечного блаженства в обители Божьей
милости.
Передаётся со слов Абу Хурайры (да будет
доволен им Аллах), что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и
приветствует), сказал: «Поистине, этот мир проклят и проклято всё, что
есть в нём, кроме поминания Аллаха, и того, что Он любит, и того, кто
обладает знаниями, и того, кто обучается им».
Здесь
подразумевается всё то, что удаляет людей от Аллаха. Проклятие и
порицание этого мира не имеет отношения к земным благам и знамениям
Аллаха, ибо все это относится к числу благодеяний Аллаха, оказанных Им
Его рабам. Эти благодеяния не только приносят им пользу, но и служат
доказательством величия Аллаха и самого Его существования. Это проклятие
имеет отношение только к делам людей, таким как ослушание Аллаха,
пренебрежение будущей жизнью и использование мирских благ не ради
обретения довольства Аллаха.
Арабское слово «ла’на»
— «проклятие» означает «отдаление от милости Аллаха». Мирские блага и
удовольствия прокляты, потому что они отвлекают людей от поклонения
Творцу и многих добрых дел. Но означает ли это, что земные блага вовсе
не являются благами и не приносят человеку пользу? И нужно ли тратить
время на приобретение земных благ, если они прокляты Аллахом? Ответ на
эти вопросы имеет большое значение, поскольку от него во многом зависит
жизненная позиция верующего и могущество мусульманской уммы в целом.
Одни
считают, что земные блага необходимы только для того, чтобы
удовлетворять минимальные потребности и исправно выполнять свой долг
перед Аллахом. Они опасаются искушения богатством. Проявляя терпение и
довольствуясь малым, они стремятся заслужить любовь Аллаха, о которой
говорил Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует).
Передаётся
со слов Сахля ибн Са’да, что один из сподвижников спросил: «О посланник
Аллаха, укажи мне на поступок, из-за которого меня возлюбит Аллах и
полюбят люди». Он, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
«Довольствуйся малым в этом мире, и Аллах возлюбит тебя. Откажись от
того, что у людей, и они возлюбят тебя».
Сторонники
таких взглядов избрали надёжный путь, ведущий к милости и довольству
Аллаха. Но чтобы пройти им, недостаточно отказаться от роскоши и
богатства. Необходимо посвятить себя поклонению Всевышнему Господу,
изучить и распространять Его религию, бескорыстно служить людям. Это
совсем не то, чем занимаются некоторые мусульмане, не желающие много
трудиться, а предпочитающие часами сидеть в чайхане, предаваясь пустым
разговорам и обсуждению слухов. Умеренность в земных благах сама по себе
является добрым делом. Она помогает верующему не отвлекаться от
твёрдого следования прямым путём, закаляет его душу и тело, помогает ему
устоять перед соблазнами и сомнениями. Но если она сопряжена с
праздностью и бездельем, то это слабость и порок, вредящий и самому
человеку, и всему обществу.
Путь лишений и терпения
облегчает верующему расчёт в День воскресения. Спрос с бедных и слабых
будет меньше, чем с тех, кто обладал богатством и властью. Но вместе с
тем бедняки не имеют возможности совершать многие добрые дела, которые
под силу только тем, кто богат. Они не могут помогать малоимущим семьям и
опекать сирот, строить мечети, больницы и школы, финансировать
всевозможные благотворительные проекты.
Мусульманские
общества не смогут стать полноправными участниками глобальных
процессов, пока не приобретут экономическую, финансовую и
интеллектуальную мощь. Поэтому вера учит нас изучать полезные науки,
осваивать новые технологии, развивать экономику своих стран и
приумножать мощь нашей уммы ради прославления имени Аллаха, сохранения
мира и защиты интересов мусульман.
В хадисе, со
слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, (да
благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Сильный верующий лучше и
милее Аллаху, чем слабый верующий, хотя в каждом из них есть благо.
Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха
и ни в коем случае не сдавайся».
Силён тот
верующий, который обладает праведными познаниями и богобоязненностью, не
нуждается в помощи других людей, а сам оказывает всестороннюю поддержку
притесненным и нуждающимся. Такой верующий милее Аллаху, чем тот, кто
слаб духом или имеет ограниченные возможности. И это не противоречит
упомянутым ранее словам пророка, (да благословит его Аллах и
приветствует): «Довольствуйся малым в этом мире, и Аллах возлюбит тебя».
Довольствоваться
малым и быть аскетом не значит полностью отказываться от земного мира и
не иметь средств к существованию. Аскет может быть богатым и не
нуждаться ни в ком, кроме Аллаха. И если человек довольствуется малым и
жертвует свои средства на благие цели ради обретения довольства
Всевышнего, то его аскетизм лучше, чем лишения того, кто беден и
нуждается. Он довольствуется малым сознательно, имея возможность не
делать этого, тогда как бедняк поступает так вынужденно, не имея другого
выбора.
Таким образом, второй путь спасения от
проклятия земного мира — это путь материальной обеспеченности и
благодарности. Чтобы пройти им и заслужить довольство Аллаха,
недостаточно накопить большое состояние дозволенным способом. Необходимо
благодарить Господа за эти блага и расходовать их на добрые дела,
помогать нуждающимся и должникам, заботиться о сиротах и делать
пожертвования на распространение истины.
Из ранней
истории ислама хорошо известно, какой большой вклад в укрепление Ислама
внесли Абу Бакр, Усман ибн Аффан и другие обеспеченные сподвижники. В
одном хадисе, сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и
приветствует), сказал: «Ничьё богатство не принесло мне столько пользы,
сколько богатство Абу Бакра».
Аль-Бухари и Муслим
передали со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник
Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не следует
завидовать никому, кроме двоих: человеку, которого Аллах научил Корану и
который читает его ночью и днем, а его сосед слышит его и говорит: «О,
если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал
бы я то же, что делает он!» и человеку, которому Аллах даровал богатство
и который расходует его должным образом, а какой-нибудь человек
говорит: «О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано
такому-то, и делал бы я то же, что делает он!»
Наши
праведные предшественники прекрасно понимали, какую пользу приносит
богатство, расходуемое на благие цели. Они тоже остерегались искушения
богатством и земными прелестями, но стремление к великой милости и
высоким ступеням перед Аллахом вдохновляло их на усердный труд и щедрые
пожертвования. Абу Ну’айм передал слова Са’ида ибн аль-Мусаййиба: «Нет
добра в том, кто не желает собрать имущество дозволенным путём, чтобы
избавить своё лицо от обращения к людям, чтобы поддерживать родственные
связи и отдавать должное из своего имущества».
Это
было частью религиозных убеждений ранних мусульман. Они приобретали
богатство и использовали его, чтобы лучше поклоняться Аллаху, совершать
больше добрых дел и укреплять Ислам. Аль-Када’и передал слова Мухаммада
ибн аль-Мункадира: «Богатство — прекрасная поддержка богобоязненности».
Видный
богослов Суфйан ас-Саури еще во II веке по хиджре говорил: «В наше
время богатство — это сила верующего». Комментируя эти слова, Ибн
аль-Къаййим писал: «Пречистый Аллах сделал богатство причиной сохранения
телесного здоровья, а его в свою очередь сделал причиной сохранения
души. Ею человек познаёт Аллаха и верует в Него, признаёт правдивость
Его посланников, любит Его и обращается к Нему. Поэтому богатство — это
причина благоустройства этого мира и последней жизни. Оно порицается
лишь тогда, когда приобретается незаконным путём и расходуется не должным
образом, когда оно порабощает своего владельца, овладевает его сердцем и
отвлекает его от Аллаха и последней обители».
Избрав
путь материальной обеспеченности и благодарности, наши предшественники
превратили свои города и страны в центры мировой цивилизации. На них
равнялись все остальные народы, и на протяжении многих веков иноземцы
приезжали к ним для получения образования и приобщения к высокой
культуре. В те века отношение к созидательному труду прививалось
мусульманам с раннего детства. Этому обучали наряду с Кораном, письмом и
нравственными нормами, ибо этому учил наш посланник, (да благословит
его Аллах и приветствует). Однажды его, (да благословит его Аллах и
приветствует), спросили: «Какой заработок является наилучшим?» Он, (да
благословит его Аллах и приветствует), сказал:«Тот, что человек
заработал своими руками или в результате добропорядочной сделки».
В
другом хадисе сообщается, что старание ради приобретения мирских благ
пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) приравнял к
участию в сражении. Однажды мимо него торопливо прошёл человек с
растрёпанными волосами, и сподвижники сказали: «Вот если бы он так
трудился на пути Аллаха». Услышав это, пророк, (да благословит его Аллах
и приветствует), сказал: «Кто трудится, чтобы прокормить родителей, тот
на пути Аллаха, и кто трудится, чтобы прокормить детей, тот на пути
Аллаха, и кто трудится, чтобы обеспечить себя, тот на пути Аллаха». Об
этом сообщил аль-Байхакъи со слов Абу Хурайры (да будет доволен им
Аллах).
Таким образом, чтобы уберечься от вреда
земного мира, мусульмане могут пойти любым из двух путей: либо
довольствоваться малым и проявлять терпение, либо приобретать богатство и
расходовать его так, как угодно Аллаху. Самое главное — чтобы в обоих
случаях мусульманин не останавливался на поклонении, которое приносит
пользу только ему , и не забывал выполнять свои обязанности перед
обществом. Относительно слабых и бедных мусульман, в «Сахихе» аль-Бухари
сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и
приветствует), сказал Са’ду ибн Малику: «Разве не благодаря одним только
слабым из вашей среды вам оказывается помощь и даруются средства к
существованию?»
А в хадисе Абу ад-Дарды, переданном
Ахмадом и Муслимом, сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и
приветствует), сказал: «Указывайте мне на слабых, потому что вам
оказывается помощь и даруются средства к существованию благодаря слабым
среди вас».
Пусть Аллах дарует нам полезные знания, и действовать опираясь на них в своих делах, чтобы достигнуть счастья в обоих мирах.
Комментарии:
Редакция сайта islam-rm.com не несет ответственности за комментарии опубликованные пользователями.
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением комментаторов.
Для того, чтобы оставить комментарий или оценить существующие, Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться в системе!
Комментариев пока нет!