Заместитель муфтия ДУМ РМ выступил с докладом

24 11 2020 г.
Заместитель муфтия ДУМ РМ Раиль-хазрат Асаинов выступил с докладом на II Международном форуме «Богословское наследие мусульман России» на тему: «Важность достоверности хадисов при вынесении богословами правовыхумозаключений(фетв)».


Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение господину человечества, Пророку
Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто последовал за ним вплоть до Судного
дня. А затем, самым правдивым словом является слова Аллаха и самый верный путь,
путь Посланника Аллаха (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует). Самые
наихудшие деяния, это нововведение в Исламе, которые ведут человека в заблуждение и
к не правильному пониманию религии Всевышнего Аллаха.
В наше информационное время, в котором распространились разные источники знаний,
шариатских заключений и обсуждений, время, когда люди стремятся показать себя
знающими и заслуживающими себя для вынесения фетв, в то время как большинство из
них даже не входит в число требующих знаний, не говоря уже про их ученую степень.
Исходя из этого, люди остаются в неопределённом положении, у кого и к кому
обращаться в исламских вопросах. Всевышний Аллах в суре Пчёлы ясно объяснил, кому
нужно обращаться в понимании любого вопроса, в частности вопросов религии, сказав:
«Мы послали до тебя посланниками только мужей, которым внушили откровение.
Если вы не знайте, то спросите обладателей Напоминания».
 
Всевышний Аллах выделил общину Пророка (да восхвалит его Аллах иоблагодетельствует), знаниями и учёными. Учёные, являются наследниками пророков и
они ответственны перед Аллахом за Его религию. При отсутствии учёных, в община мусульман появляются люди, которые пытаются быть похожими на них и не страшась Всевышнего, берут на себя роль знающего человека, этим самым заблуждаются сами и
вводят в заблуждение общину Пророка Мухаммада (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует).
 
Сообщается, что Посланник Аллаха (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует)
сказал: «Поистине Аллах не забирает знание лишая его своих знающих рабов, но Он
забирает знания забирая знающих, когда же Он не оставит в живых ни одного
учёного, люди станут избирать для себя невежественных предводителей. Им будут
задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая знанием, в результате
чего, сами собьются с пути и введут в заблуждение других.» (хадис согласованный).
Имам Аш-шатыби сказал: «Основой возникновения заблуждений является не знание
о положениях сунны. На это указал Пророк (да восхвалит его Аллах и
облагодетельствует) в своих словах: «Люди станут избирать для себя
невежественных предводителей.»» (книга «Игтисам).Самое достойное, что совершают учёные для людей при вынесении фетв, это то, что они как будто расписываются за Всевышнего Аллаха в дозволенности и запрете. В основе фетва является одним из дел Всевышнего Аллаха, Аллах сказал: «Они попросят тебя вынести решение относительно женщин.
Скажи, Аллах выносит для вас решение относительно них». (127 аят, сура Женщины)
В другом аяте Аллах сказал: «Они просят тебя вынести решение, скажи, Аллах
выносит для вас решение относительно тех, кто не оставляет после себя
родителей или детей». (Женщины 176)
Поэтому, когда муфтий говорит, это обязательно или запрещено, то он в реальности
говорит, что это решение Самого Всевышнего.
Ответственность за вынесение фетв, Аллах возложил на пророков и посланников,
которые доводят до людей религию Аллаха наилучшим образом, оставив после
себя достойных учёных, которые заменили посланников в доведении религии
Всевышнего Аллаха, это люди с глубокими знаниями и праведности.
 
Праведные предшественники сторонились и избегали этой ответственности проявляя
страх и трепет перед Всевышним Аллахом, осознавая высочайшую
ответственность фетвы. Их высокий статус среди людей не мешал им говорить: «Я
не знаю», когда их спрашивали о чем-то.
Сподвижники Пророка и праведные предшественники (да будет доволен ими Аллах),
твёрдо осознавали, что фетва без знаний, это клевета и ложь по отношению к
Всевышнему Аллаху. Они боялись этого, следуя словам Всевышнего Аллаха: «И
не говорите на то, что описывают ваши языки ложь: «это дозволено, а это
запрещено» и не возводите навет на Аллаха, воистину не преуспеют те
которые возводят навет на Аллаха». (пчёлы 116)
Они (да будет доволен ими Аллах), избегали говорить на Аллаха, не имея на то знаний,
ведь они самые наилучшие из тех которые распространили религию Аллаха после
Его посланников. Даже праведные правители мусульман (да будет доволен ими
Аллах), обладая великими знаниями и долгим нахождением с Пророком (да
восхвалит его Аллах и облагодетельствует), собирали наилучших сподвижников и
самых знающих из них, при вынесении шариатских решений.
Сказал Бара ибн Азиб: «я видел 300 из числа участвующих при Бадре, каждый из них
желал, чтобы другой взял на себя ответственность фетвы».
Сказал ибн Абу-Лейля: «Я застал 120 ансаров, из числа сподвижников Пророка (да
будет доволен ими Аллах), если спрашивали кого-либо из них, то они
отправляли к другому, пока этот вопрос не возвращался к первому. И никто
из них, не желал отвечать или же передавать хадис, кроме как направив его к
своему брату».
Сказал Ата ибн Саиб: «Я застал людей из числа сподвижников (да будет доволен ими
Аллах) которым задавались вопросы и отвечая на них, они сильно
переживали».
Также последователи сподвижников возвеличивали положение фетвы и ответственности
этого места.
 
Сказал Нафис сын Аш-Аса : «Когда Мухаммад ибн Сирина спрашивали в вопросах
халяля и харама, менялся его свет лица до такой степени, что его трудно было
узнать».
Сказал Хасан Аль-Басри: «Вы так с лёгкостью выносите решения в вопросах, если
бы они задавались Умару сыну Аль-Хаттаба, он собрал бы всех участников
Бадра».
Однажды спросили Шааби о шариатском вопросе, на что он ответил: «Я не знаю», его
спросили разве ты не стесняешься этих слов: «Я не знаю», в то время, когда ты
считаешься факыхом Ирака, на что он сказал: «Ангелы не стеснялись когда
сказали: «Пречист Ты Аллах, нет у нас знаний кроме того, чему Ты нас
обучил».
Сказал ибн Уяйна: «Самые стремящиеся к вынесению фетвы, это наименее
знающие».
У имама Малика спросили о шариатском вопросе, он сказал: «Я не знаю», ему сказали:
«Это же лёгкий и простой вопрос», на что он ответил: «В знании нет простых
вопросов, разве ты не слышал как Всевышний сказал: «Мы непременно
ниспошлём тебе весомые слова».
Имам Малику задали двадцать два вопроса, из которых ответил только на два и при этом очень часто повторял: «Нет силы и мощи кроме как у Аллаха».
Ибн Абдуль Бар приводит что Аль-Касим сын Мухаммада сын Абу-Бакра (да будет доволен
ими Аллах ) который являлся одним из величайших факыхов, когда у него спросили, он
сказал: «Я не смогу ответить», тогда ему сказал мужчина: «Я не знаю никого кроме
тебя», на что Аль-Касим ответил: «Не смотри на мою длинную бороду и на большое
количество людей вокруг меня, клянусь Аллахом я не знаю ответа», потом он
сказал: «Пусть лучше мне отрежут язык, чем я буду говорить об Аллахе то, что я не
знаю».
Это положение великих учёных из числа сподвижников и праведных предшественников,которые страшились Всевышнего Аллаха и лжи на Пророка Мухаммада (да будетдоволен ими Аллах), хотя они являются самыми достойными для вынесения фетв иразъяснения истины.
Хвала Всевышнему Аллаху что и в наше время среди мусульман существуют обладатели знания в полном понимании этого слова. Они совместили свои богословские знания с богобоязненностью перед Господом миров и это те люди, о которых сказал Пророк, что они останутся до судного дня.
Люди, которые вправе выносить богословские умозаключения, должны обладать определёнными качествами. Основные из них:
1. В совершенстве знать Книгу Аллаха и её толкование.
2. Познание сунны Пророка (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует)касательно его текстов, цепочки передачи, его достоверность и смысл, и всё что касается с этой наукой, включая хадисоведение.
3. Твёрдые знания в вопросах иджма, это единодушное решение авторитетных богословов по определённому вопросу в разные времена. Этим самым непротиворечить им.
4. Владение наукой кыяса, что позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией,описанной в Коране и сунне.
5. В совершенстве знать арабский язык, который позволит понимать тексты Священных Писаний в полном понимании этого слова.
6. Учитывать реальность и положение времени и местности, в которой принимается решение.
7. Богобоязненность и покорность Всевышнему Аллаху, которая всегда должна присутствовать в их сердцах и проявляется в поступках. По причине набожности они не выносят решения,кроме как изучив глубину всей проблемы.
Хотел бы остановиться на втором аспекте: это познание сунны Пророка Мухаммада(да восхвалит его Аллах и облагодетельствует), поскольку сунна считается вторым источником Ислама.Одним из основных, после книги Всевышнего Аллаха, т.к. сунна разъясняет священные тексты Курана. Относительно довода, сунна идёт наряду с книгой Аллаха. Важность изучения сунны Пророка и его достоверность для вынесения фетвы, можно раскрыть в следующих пунктах:
1. Сунна Пророка является практическим толкованием священного Курана и это реальная практика религии. Пророк Мухаммад(да восхвалит его Аллах и облагодетельствует) выстраивал свою жизнь основываясь на Откровении Всевышнего Аллаха. Сподвижники (да будет доволеними Аллах), следовали за ним и уточняли в непонятных для них вопросах.
2. В сунне Пророка (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует) приводится много шариатских предписаний, которые отсутствуют в священном Куране. Например,то, что запрещается брать в жёны в одно время, двух родных сестёр.
3. Посредством хадисов, выносящий фетву извлекает для себя этику и правила поведения во время вынесения шариатских умозаключений. На примере можно упомянуть историю Гамидии, женщина, которая совершила прелюбодеяние и как Пророк (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует) поступил с ней.
4. Неумение различить достоверный или выдуманный хадис на Пророка Мухаммада (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует), вводит людей в заблуждение в вопросах Ислама, его основ и границ. Поэтому знающий человек обязан изучать сунну Пророка и знать положение хадисов, на которых основывается в своих постановлениях, иначе он может взятьна себя очень страшный грех.
Имам Муслим в своем сборнике передал слова Самури ибн Джундуба(да будетдоволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха(да восхвалит его Аллах и облагодетельствует) сказал: «Кто передаёт от меня хадис, в отношении которого есть у него подозрения, что это ложь, то передающий-лжец».
Ад-Дара Кутни сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) пригрозил огнём тому, кто лгал о нём после его веления от него хадисы, и в этом заключается доказательство передавать от него только достоверное, исключая слабое, а также истину, исключая ложное.» Нельзя передавать всё что приписывают к нему, потому что он (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует) сказал: «Чтобы впасть в грех человеку достаточно передавать всё, что он слышит».
Хафиз абу Аль-Хаттаб ибн Даххия сказал: «Берегитесь же о рабы Аллаха лжеца,который передаёт вам сочиненные хадисы аргументируя им, пусть даже впользу благого, однако благо будет только в деле, узаконенном Пророком. Если же подтвердится, что данная передача лжива, то она перестаёт быть законной, а приводящий ее в качестве аргумента будет тем, кто прислуживает дьяволу по причине использования хадиса ложно приписанном Пророку (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует), о котором у него нет никакого доказательства». Богослов, обязан изучить хадисы Пророка (да восхвалит его Аллах иоблагодетельствует), и его толкование в известных в мусульманском мире книгах.
Основные хадисы Пророка ( да восхвалит его Аллах и облагодетельствует), приводятся в известных девяти книгах, а именно: Достоверный сборник имама Аль-Бухари, достоверный сборник имама Муслима, сборник хадисов имама Абу Давуда, сборник хадисов имама Ат-Тирмизи, сборник хадисов имама Ан-Насаи, Мувата имама Малика, Муснад Ад-Дарими, муснад имама Ахмада.
 
Что касается имама Аль-Бухари и имама Муслима, то они поставили условие невписывать в свои сборники кроме как достоверные хадисы. Так же им подобные имамы, в своих достоверных сборниках ибн Хузейма, ибн Хиббан. Остальные семь сборников, не ставили твёрдого условия вписывать исключительно достоверные хадисы, поэтому в их сборниках приводятся и недостоверные хадисы.
Относительно толкований хадисов можно привести несколько книг. Самая наилучшая книга, разъясняющая смыл хадисов приведённая в достоверно сборнике Аль-Бухари это книга «Фатхуль-Бари» имама ибн Хаджара, также книга «Умдатуль-Кари» Бадруддина Аль-Айни. Касаемо сборника имама Муслима наилучшим толкованием считается книга имама Ан-Навауви. Также на все сборники хадисов есть очень много толкований и комментарии учёных ахлю-сунна валь джамаа.
В выше сказанном, становится ясна, та великая ответственность,которая ложится на богослова. Богослов, должен изучать сунну Пророка (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует), возвеличивать его показывая это на практике и распространяя её. Пророк (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует)сказал: «Приукрасит Аллах лик человека, который услышал мои слова,запомнил их и довёл так как он услышал». Все его высказывания, несут влиятельную силу, среди определённого общества, в котором он находится и пользуется авторитетом. Поэтому он должен всегда анализировать и проводить тщательную фильтрацию своих слов, через призму пророческого наследия.
В завершении хотелось бы привести хадис в котором Пророк (да восхвалит егоАлллах и облагодетельствует) побуждает свою общину доводить от него только достоверное, сказав: «Человек может сказать одно слово, не удостоверяясь о его достоверности, этим самым погрузиться в Ад на расстоянии дальше, чем расстояние между востоком и западом».
 
 
Раиль-хазрат Асаинов

Комментарии:

Редакция сайта islam-rm.com не несет ответственности за комментарии опубликованные пользователями.
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением комментаторов.

Для того, чтобы оставить комментарий или оценить существующие, Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться в системе!

Логин: Пароль:
Комментариев пока нет!