БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 8/20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО БРАКА БЕЗ СОГЛАСИЯ ОПЕКУНА (ВАЛИЙ)
Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 8/20
Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) в ходе дистанционного заседания, состоявшегося
постановил:
1. В целях сохранения традиционных ценностей, формирования в сознании мусульман ответственного подхода к созданию семьи имамам мечетей проводить обряд бракосочетания (никях) следует только в присутствии законного опекуна невесты, свидетелей-мусульман, с определением суммы брачного подарка (махр). Проводить обряд бракосочетания (никях) без разрешения опекуна недопустимо. Данное решение основано на том, что Совет считает доводы большинства ученых в данном вопросе более весомыми, а их мнение наиболее приемлемым для практического применения в условиях Российской Федерации.
2. Совет считает недопустимым лишать опекунства того, кто имеет на него первостепенное право, лишь по причине несоблюдения им религиозной практики. Опекунство может перейти к другому опекуну лишь в том случае, если обладающий первостепенным правом на опекунство родственник не соответствует тем обязательным условиям, которые предусмотрены для опекуна (см. Приложение 1).
3. В случае отсутствия родственников мужского пола по отцовской линии (отец; сын; дед; родной брат и т.д.) опекуном будет выступать шариатский судья (кадый), муфтий либо имам. Любой из них в свою очередь может уполномочить правом опекунства ближайшего родственника мужского пола по линии матери, который будет выступать опекуном на церемонии бракосочетания. Уполномачивание (вакаля) будет считаться допустимым согласно мнению ученых четырех богословских правовых школ (мазхабов).
4. В неполных семьях, в которых дочь воспитывается матерью, а отец и его родственники никакого участия в ее воспитании и материальном обеспечении не принимают, и при всем этом он и его родственники никак не беспокоятся о будущем его дочери, ничего не знают о ней и не хотят знать, Совет улемов считает, что опекунство в таком случае будет переходить к шариатскому судье (кадыю), местному муфтию либо имаму, который в свою очередь вправе уполномочить правом опекунства ближайшего родственника из числа мужчин по линии матери, он и будет опекуном на церемонии бракосочетания.
5. В тех случаях, если подтверждено, что опекун без веской причины запрещает девушке выходить замуж, а жених является одного религиозного, морально-нравственного и социально-материального положения с девушкой, то опекунство переходит к нижестоящему родственнику по степени кровного родства мужского пола (дед, родной брат, дядя и т.д.). Данное мнение является мнением ханбалитской правовой школы. Большинство ученых (ханафиты, шафииты, маликиты) считают, что опекунство в таком случае будет переходить к уполномоченному решать вопросы мусульман лицу (кадый, муфтий, имам). Совет улемов допускает использовать оба мнения в разрешении конфликта. Главное — очевидная польза для девушки.
6. Опекуном новообращенных мусульманок, у которых родственники мужчины по линии отца являются немусульманами, будет шариатский судья (кадый), муфтий либо имам. Присутствие на церемонии бракосочетания родителей-немусульман является желательным действием, так как главной сутью опекунства в Исламе является забота о будущем своей дочери, что нельзя исключать у родителей-немусульман.
рекомендовал:
1. В том случае, если присутствие опекуна на церемонии бракосочетания (никях) невозможно, то следует получить его разрешение, связавшись с ним, и удостовериться в том, что он приходится ей родственником. Допустимо использовать современные технологии, как видеосвязь или предоставление нотариально заверенного разрешения от отца на брак, с указанием паспортных данных. Подтвердить родство можно также предоставлением паспортных данных и свидетельства о рождении.
2. Опекуну без существенной причины не препятствовать вступлению в брак своей подопечной. Откладывание замужества на более поздний срок несет в себе серьезную опасность как для индивидуума, так и для общества в целом. Существенной причиной для отказа следует считать наличие физических или морально-нравственных недостатков предполагаемого жениха, которые пагубно могут сказаться на благополучии семьи.
Комментарии:
Редакция сайта islam-rm.com не несет ответственности за комментарии опубликованные пользователями.
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением комментаторов.
Для того, чтобы оставить комментарий или оценить существующие, Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться в системе!