Сунна – основа живой памяти общины

01 10 2020 г.
Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на XIII Международной научно-практической конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» по теме «Проблема интерпретации Сунны: многообразие подходов в исламском богословии»:

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение да пребудут над нашим Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), его семейством и всеми сподвижниками.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Дорогие участники и гости конференции!
Рад приветствовать всех вас на этом знаменательном мероприятии, посвященном проблеме интерпретации пророческих преданий – проблеме непреходящей актуальности, связанной с ключевыми вопросами исламской религии. Аллах создал мир в совершенном порядке, насколько его может охватить разум человека.
Этот порядок призывает человеческий разум признать существование и господство Единого Всемогущего Бога, равного и подобного которому нет. Религия, которую можно определить, как божественный порядок, направляющий разумных людей на совершение благих дел по своей воле, также призывает человека к вере, послушанию и служению Богу.
Религия, привнося большое число индивидуальных и социальных принципов веры и нравственности, учит человека путям и методам служения Богу. На эту истину в Коране указывают следующие аяты:
«Несомненно, Мы открыли тебе Книгу во истине, поклоняйся же Аллаху и будь искренен пред Ним в послушании» (сура 39 аз-Зумар, аят 2).ِ
«И было велено им служить Аллаху, повиноваться Ему, быть праведными, совершать намаз и давать закят. И это истинная религия» (сура 98 аль-Байина, аят 5).
Благородный образец, а не абстрактная формула воспитывает в людях добродетель. Образец порождает в душах смирение и помогает найти правильный ориентир в этом мире. Любой мусульманин ориентируется на жизненный путь, явленный в пророческой Сунне. В Коране сообщается: «Неужели вы удивляетесь тому, что Напоминание пришло к вам от Господа через одного из вас, чтобы он мог предостеречь вас, и чтобы вы могли стать богобоязнеными, остерегаясь выступить против Него? И тогда, быть может, вы будете помилованы» (сура 7 аль-Араф, аят 63).
Сунна представляет собой совокупность изречений и деяний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в том числе имеющих цель воплотить в жизнь положения священного Писания мусульман – Корана, а также дополнить лакуны и разъяснить не очевидные коранические аяты. В этой связи понятна крайняя важность темы хадисов – высказываний Пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), – к которой во все эпохи обращались множество выдающихся богословов мусульманского мира.
Традиционная классификация хадисов (достоверный, хороший, слабый, поддельный) основана на скрупулезном изучении иснада – цепочки передатчиков слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). При этом даже достоверные цепочки рассказчиков могут содержать противоречащие на первый взгляд друг другу сведения; более того, известны дискуссии сахабов – сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)  – касающиеся одного и того же деяния или высказывания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).  В этих условиях разобраться в том, какой хадис и какая его версия достойны применения в мусульманском праве – задача отнюдь не из легких. Именно поэтому хадисоведение всегда дополнялось и ограничивалось фикхом – правоведением, которое учитывало в своей практике не только аяты Корана и хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но и использовало иные инструментарии поиска ответов на сложные жизненные вопросы: консолидированное мнение богословов, суждение по аналогии, принцип предпочтения наилучшего, общественную пользу, традиционные нормы того или иного общества. Собственно, по этой причине шариат как свод правил исламских законов и оказался весьма жизненным и гибким, удачно вписывающимся в жизненные реалии средневековья и Новейшего времени, мусульманских теократических государств и мусульманских меньшинств в современных светских странах.
В разные эпохи и в разных социумах мы видим широкую палитру мнений относительно того, как следует изучать и применять хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), от их абсолютизации до полного забвения. На основе этого разделения мнений в свое время даже сложилось несколько школ мусульманского права, которые заняли крайнюю позицию в этом вопросе, стремясь вопреки обстоятельствам, во что бы то ни стало провести в жизнь буквальный смысл хадисов, даже не обращая внимание на их многозначность. Жизнь расставила различные богословские течения по местам: большинство буквалистских учений со временем просто исчезли (захириты, аузаиты, хашавиты и др.), а единственно дошедшая до наших дней ханбалитская школа столкнулась сегодня с необходимостью реформировать свои представления о принципах формирования богословских суждений.
Подчеркну: память уммы о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), - это живая память.  Подражание пророческому примеру не может быть механическим. Пророческая Сунна отражает определенный образ действия. В этой связи не теряет своей важности задача воссоздания целостного образа Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).Решение этой задачи требует не только оценки достоверности цепочки передатчиков, но и изложения разъясняющего комментария.
Подавляющее большинство богословов изначально пришли к выводу, что хадисы следует рассматривать только через призму соответствующего к ним разъяснения – шарха. Дело в том, что любой хадис является сугубо ситуативным: хадисы произносились в определенной среде, в определенном месте и по конкретному поводу. Иначе говоря, хадис, произнесенный тогда-то, через некоторое время уже мог быть не актуальным. Или же: хадис, высказанный до переселения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки, уже не соответствовал требованиям, сложившимся в Медине. Такая ситуация полностью соответствует ходу времени – и в Сунне, и в Коране существуют так называемые отмененные положения (мансух). По этой причине практически любой хадис должен сопровождать шарх – комментарий богослова к словам или деяниям Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, – чтобы имам мог составить верное суждение, исходя из расширенного понимания ситуации, а не просто изучая иснад на предмет его достоверности / недостоверности. В этом и состоит ключевая разница между специалистами в двух отраслях исламского богословского знания: специалистами в хадисоведении и правоведами.
Разумеется, с течением времени эти очевидные вопросы получили свое должное и сбалансированное развитие в жизни мусульманской цивилизации: мухаддисы и факихи занимались каждый своей темой, не входя в жесткие противоречия между собой. Однако в нашу эпоху дискуссия актуализировалась, и мы все чаще сталкиваемся с тем, что религиозные деятели и активисты, не являющиеся специалистами в области фикха и шарха, требуют изменения положений в правовых вопросах, основываясь на своем узком, буквальном понимании текстов хадисов. Эти призывы отнюдь не способствуют умиротворению ситуации в исламских странах, которые и без того находятся в сложных социально-политических условиях.
По этой причине объяснение роли и места в жизни общества каждого конкретного хадиса является великой миссией ныне действующих исламских религиозных деятелей и имамов.
Необходимо и следует применять систему шархов к подавляющему большинству хадисов, чтобы их реальный смысл не противоречил ни пророческой мудрости, ни человеческому знанию.
Уважаемые участники конференции, в заключение своего выступления молю Всевышнего Аллаха увеличить наши познания, даровать нам науки, приносящие пользу, и научить нас получать добро от приобретенных знаний. Желаю плодотворной работы и достижения поставленных целей.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Комментарии:

Редакция сайта islam-rm.com не несет ответственности за комментарии опубликованные пользователями.
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением комментаторов.

Для того, чтобы оставить комментарий или оценить существующие, Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться в системе!

Логин: Пароль:
Комментариев пока нет!