Грани традиции: часть 3. Культура.

Грани традиции: часть 3. Культура.

В первых двух частях цикла статей под общим заголовком «Грани традиции» доцент Мордовского госуниверситета и известный общественный деятель Марат Салимов рассмотрел вопросы об исторических и религиозных гранях традиций сегодняшних татар мусульман Мордовии. В третьей части речь пойдёт о наиболее объёмной грани традиций, которую можно озаглавить в общем как культура. 

Марат Салимов

Грани традиции. Часть третья. Культура.


Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Как ключевая большинством учёных признаётся связь культуры с религией. Например, русский философ Бердяев писал так: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу». На наш взгляд весьма интересным кажется следующее определение культуры. «Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие». То есть культура определяет поведение человека. 


В основе культуры татар как народа – участника создания российского государства лежит Ислам, предполагающий обязательное для каждого мусульманина участие в труде, пожизненное ученье, ответственности за семью, почитание старости, веротерпимость и т.д. Следование требованиям Корана определили создание системы образования, воспитания, особенности быта, режим труда и отдыха, традиции и т. д., что сформировало яркость, самобытность народа и неоднозначное к нему со стороны «соседей», - что естественно, порождает определенные трудности в сохранении традиций и традиционных ценностей Ислама. Это наиболее характерно для региона межэтнического контакта, к которому относится Мордовия. Разумеется, не все заинтересованы в том, чтобы татары Мордовии наследовали свою истинную традиционную культуру, основанную на ценностях ислама. На протяжение многих лет проводится идеологическая и политическая работа по девальвации традиционных ценностей ислама, внедрению новых «традиций», которые ведут к культурной деградации, ассимиляции и исчезновению народа. Каковы составляющие этого процесса, мы попытаемся представить ниже.

Советский излом.

Атеистическое государство, которое было образовано на месте Российской империи после 1917 года нанесло большой урон традиционной культуре всех народов Мордовии. Для татар Мордовии данный период оказался особо сложным, так как вся наша культура была основана на религиозных ценностях. Их уничтожение и забвение (об этом более подробно мы рассказали в статье «Грани традиции. Религия») повлекло ряд негативных тенденций, развитие которых стало причиной изменения культурного кода народа.

1.Переселение в города.

Начиная с 30-х годов ХХ века в СССР стал увеличиваться разрыв между уровнем жизни на селе и в городе. К 60-ым годам процесс бегства из деревни стал принимать всё более масштабный характер, что понимало даже руководство страны. Однако, несмотря на все попытки изменить ситуацию, процесс оказался необратимым. Самая активная, творческая, интеллектуально развитая часть жителей села стремилась при любой возможности переселиться в город, который давал ощутимо более высокий уровень жизни и возможности для самореализации. Татары Мордовии не были исключением из общей тенденции, хотя татарские села были большими до конца 80-х годов. Так к концу ХХ века уже около 30% татар Мордовии проживало в Саранске. Однако особенность нашего региона состояла в том, что у татар Мордовии практически полностью отсутствовала традиция городской культуры, что отличало их от других городов России, которые либо были основаны татарами (Казань, Тюмень, Саратов, Астрахань и др.), либо татары долгое время создавали в городах свои национальные очаги культуры (Москва, Петербург, Нижний Новгород и др.). В Саранске татары просто растворялись в новой для себя городской интернациональной среде. Примечательно, что не существует даже понятия «саранские татары», так как каждый татарин в Саранске ощущает свою принадлежность к своей малой родине в большей части, чем к городу, в котором либо прожил большую часть жизни, либо родился. Симптоматично, что в Саранске нет даже полноценного татарского мусульманского кладбища, а первая мечеть в городе за всю 360-летнюю историю города была построена только в ХХI веке.

2.Алкоголизация.
Общеизвестен факт увеличения количества употребляемого алкоголя в СССР по сравнению с Российской империей. Люди стали пить больше и чаще, что в значительной мере способствовало общей деградации населения. Для татар, которые веками вели трезвый образ жизни, алкоголизация имела самые трагические последствия. Очевидно, что именно религиозные запреты ислама на употребление любых опьяняющих средств сделали трезвость татар их визитной карточкой среди многих народов России. Интересным, например, является тот факт, что во многих русских рабочих артелях казначеем был татарин, так как он всегда был трезвый и ему можно было доверить общие деньги. Несмотря на то, что практически все мечети и грамотные имамы были уничтожены уже к 30-м годам ХХ века изменить культурный код, то есть заставить татар пить алкоголь, оказалось сложнее. То есть, даже после уничтожения религиозных традиций, культура ещё некоторое время по инерции сохраняет ценности социума. В 60-х годах мой родной дядя ещё подростком услышал дома разговор двух советских руководителей. Один из них, объясняя причины того, что его хозяйство в этом году уступило лямбирскому колхозу в социалистическом соревновании сказал: «Мне бы твоих непьющих татар, я бы тоже первое место занял». То есть ещё во второй половине 60-х годов непьющие татары были не просто реальностью, а ведущей производительной силой в татарских селах. Однако уже во второй половине 70-х годов положение по употреблению алкоголя выравнивается, а к 80-м спаивание населения приобретает общий наднациональный характер. Дружба народов, пропагандируемая руководством страны, превращается в совместные пьянки по любому поводу. Праздники русские, татарские, мордовские или советские проходят по одному сценарию с непременным провозглашением тоста «за дружбу!» и употреблением алкоголя. В результате именно татары оказались в наиболее худшем положении, так как не имея в принципе традиций употребления алкоголя, они спивались и деградировали гораздо быстрее.

3.Русификация элиты.

Несмотря на провозглашение равенства наций, в Советском Союзе велась целенаправленная политика русификации всех национальностей многонациональной страны. Одним из инструментов данной политики стала система образования. Высшее образование можно было получить только на русском языке, поэтому, начиная со школы, русские классы были более привлекательны для тех татар, которые хотели учиться дальше, становиться специалистами, делать карьеру и т.д. Высшее образование не только вырывало человека из привычной сельской среды, но и полностью погружало в русскую языковую среду, создавало новый круг друзей, знакомых, коллег, среди которых доля татар была всё меньшей. Как следствие, к началу ХХI века вся татарская интеллигенция в Мордовии: ученые, деятели культуры, науки, образования, крупные политики или хозяйственные работники были в значительной мере русифицированы, слабо владели родным языком и были прочно инкорпорированы в руководящую элиту республики без какого-либо намёка на национальные особенности. Однако их татарское происхождение при случае ставилось им в заслугу как пример равенства всех народов республики или как пример межнациональной дружбы. Хотя на самом деле зачастую это был пример ассимиляции и предательства национальных интересов.

Национальное пробуждение.

С конца 80-х годов ХХ века начинаются процессы духовного пробуждения всех народов, проживающих в России. На смену наднациональной коммунистической идеологии, которая под идеей интернационализации проводило массовую русификацию всех народов страны, пришли новые идеи национального возрождения. Эти процессы особенно активно шли в национальных республиках. Не стала исключением и Мордовия. И, хотя основные события были связаны с мордовским народом, татары Мордовии не остались в стороне, а во многом даже были в авангарде национального движения. Татары Мордовии создают общество «Якташлар», начинается выпуск «Татарской газеты», выходят передачи на радио и телевидении, активно развиваются творческие коллективы. В начале 90-х годов во многих регионах России были заложены основы для развития татарской культуры в дальнейшем. Разумеется, наиболее мощный фундамент смогли заложить татары в Республике Татарстан, однако и в регионах России, где татары составляли меньшинство, процессы национального возрождения, начатые в 90-х годах, дали свои плоды. Во многих регионах действуют сильные национально-культурные автономии, работают татарские гимназии, выходят газеты и электронные СМИ, есть даже национальные театры. Кстати, решение о выделении места для строительства Центральной Соборной мечети Саранска было принято в начале 1992 года скорее из национальных, чем религиозных интересов татар. Однако к началу 2000-х годов национальное движение в Мордовии практически выдохлось. На это было много причин, одна из основных заключалась в том, что многие представители татарской интеллигенции принимали за норму советскую форму поддержки культуры со стороны государства. И поэтому считали, что именно государство, а не они лично, должны развивать национальную, в том числе и татарскую культуру в республике. Ставка на государственную поддержку себя полностью не оправдала. В отличие от татарского национального движения религиозное возрождение в Мордовии опиралось преимущественно на свои силы, и по истечению 10-х годов ХХI века религиозные организации доминировали во всех областях национальной общественной жизни. Более того именно религиозные организации стали в том числе и проводниками традиционной национальной культуры, а также защитниками прав татар Мордовии на отстаивание самобытности своей культуры.

Духовные скрепы.

Национальное пробуждениеадиционной культуре татар Мордовии - не просто отвлеченный беспредметный спор, а вопрос самого существования народа в нашей республике. Примечательно, что татарам Мордовии старательно пытаются насадить чуждые им ценности, извратить их религиозные взгляды, навязать некомпетентных лидеров. Один из примеров подобной политики – пропаганда, так называемого «традиционного ислама», который на самом деле очень далек от настоящей традиции татар Мордовии. Всё что входит в обязательный набор «традиционалиста» - поминки, мавлюды, «паломничество в Булгар» и т п. Это не только запрещенные в Исламе нововведения, но и действия не имеющие под собой традиции в классическом понимании слова.

В архивах можно найти свидетельства того, что на самом деле считали для себя важным наши предки. Так, в период Великой Отечественной войны, руководство СССР сделало ряд движений навстречу верующим. Религиозная жизнь, практически уничтоженная в 30-х годах, начала оживать. Интересно, что просили разрешить жители татарских сёл Мордовии во второй половине 40-х годов. Ниже приведены выдержки из архивов Совета по делам религиозных культов Мордовской АССР
« В 1946 г. во время праздника Рамазан во всех татарских селах на улицах мусульмане проводили групповые моления, в которых, по данным уполномоченного по делам религиозных культов, участвовало до 30 % взрослых мужчин. В его отчете отмечалось, что «участие верующих граждан в этом празднике против прошлых лет намного увеличилось». Он объяснял это тем, что «мусульманское духовенство и их заменяющие верующие граждане проводят по большим праздникам и по пятницам подворный обход, ходят по домам верующих граждан и читают громко молитвы». Ввиду массовости подобных религиозных актов местные власти не решались их запретить.

В течение 1948 г. уполномоченный побывал в ряде районов Мордовии, где ознакомился с религиозной ситуацией в 12 татарских населенных пунктах. В личных беседах с работниками местных советов он выяснил, что удельный вес мусульман в этих селах превышает 43,3 %. В некоторых селах он доходил до 50 %. В религиозных актах принимало участие довольно большое число молодых людей.

В священный месяц в некоторых селах количество постящихся доходило до 95 %. Зафиксированы случаи, когда в коллективных намазах в праздничные дни участвовали комсомольцы и даже члены Коммунистической партии.
В 1949 г. поступили ходатайства от мусульман из сел Лямбирь, Татарская Тавла, Аксеново Лямбирского района об открытии мечети и молитвенных домов. Из с. Татарская Пишля Рузаевского района — о постройке мечети, из с. Кочетовка Ширингушского района — об открытии мечети. Все они были отклонены уполномоченным». 
В начале 50-х годов начинается новое наступление на религию, которое не прекращается уже практически до 80-х годов. Но обращает на себя внимание то, как понимали религию наши предки в середине ХХ века, те, которые ещё застали настоящую религиозную жизнь с одной стороны, и пережили уничтожение имамов мечетей и медресе с другой. Первое что они старались возродить – это мечети, проведение общих пятничных и праздничных молитв, пост в месяц рамадан. То есть это и есть основы традиционного ислама. С этим в первую очередь и боролась советская власть, понимая, что на этом и держится религия. В отчётах уполномоченных не встречаются упоминания тех ложных обрядов, которые сейчас пытаются назвать «традиционным исламом», и о которых мы подробно говорили во второй части нашей статьи «Грани традиции. Религия».

Сегодня положение мусульман значительно отличается от положения наших предков на протяжении практически всего прошлого столетия. Мусульмане не только имеют возможность свободно исповедовать свою религию, строить мечети, воспитывать своих детей в духе традиционных ценностей, но и получать среднее и высшее образование, занимать любые посты и должности как в государственной сфере, так и в сфере бизнеса. Такого не было не только в атеистическом Советском Союзе, но в православной Российской Империи. Тем не менее, это не повод для самоуспокоения, а наоборот повод для дальнейшей мобилизации и развития. И сфера культуры как раз является той областью, в которой современная мусульманская умма Мордовии пока не сказала своего слова. Мы имеем в виду разрешенные шариатом виды искусства, например поэзию и литературу. Развитие данных творческих направлений имеет большую традицию в исламе. И не случайно Мордовию весь татарский мир знает как родину Хади Такташа, Шарифа Камала, и Абдурахмана Абдсалямова. Эти деятели культуры хоть и проявили себя в советской атеистической среде, были воспитаны в духе национальных традиций, имели религиозное образование и впитали в себя тягу к творчеству. И это не случайно, как и то, что сегодня за пределами Мордовии из национальной культурной среды известны только журналист Ирек Биккинин и поэт Камиль Тангалычев. 
Искусство художественного слова имеет давнюю традицию в Исламе. Известно, что один из самых известных учёных ислама, благородный сподвижник Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, лично проводил занятия для желающих, по искусству стихосложения и словесности, причем выделял для этого специально целый день, такой же как для занятий по изучению Корана или фикху. К сожалению, многие современные мусульмане понимают Ислам слишком узко, и если бы кто-нибудь из них узнал, что имам мечети обучает кого-либо поэзии, то скорее всего решил бы, что имам «отклонился от Корана и Сунны». Между тем, кто лучше знал Коран и Сунну, чем Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, за мудрость которого сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал дуа Всевышнему Аллаху, сподвижник чьими знаниями пользовались все праведные халифы? Ответ очевиден. Как очевидно и то, что узкое понимание религии тормозит развитие уммы и призыв не меньше, чем происки исламофобов.
В заключении перейдём к материальной культуре, точнее к такой важной и повседневной её области как одежда. За последние два года в Мордовии очень много говорилось о головном уборе для девочек. О судебных процессах по платкам в Мордовии узнала вся Россия, а мусульманские школьницы и их семьи до сих пор находятся под прессом запрета на ношение головных уборов в школе. Пытаясь оправдать свои действия, сторонники запрета говорят о чуждом татарам Мордовии хиджабе, навязанным с Ближнего Востока. Якобы татарки платок не носили, а если и носили то не так и т.д. Все эти утверждения легко опровергаются, причём вовсе не мусульманскими активистами, а самыми что ни на есть светскими учёными. Ещё раз обратимся к фундаментальному (585 страниц) научному труду мордовских историков под руководством члена-корреспондента РАН Н.М. Арсентьева «Мордовия в истории России: Дорогами тысячелетия». В этом труде неоднократно описывается татарский народный костюм, причем приведены как цветные иллюстрации, так и фотографии, сделанные во время этнографических экспедиций. Так на странице 203 приводится рисунок «Одежда татарских женщин», сделанный на основе описания традиционного костюма татарок, на странице 205 ещё один рисунок «Лямбирская татарка», а на странице 387 приведена групповая фотография «Татары», на которой изображены реальные люди, жившие в конце ХIХ века. Излишне говорить, что все изображенные женщины имеют головные уборы, оставляя открытым только овал лица, как и предписано религиозными требованиями. Между тем, конец ХIХ века это не такое уж и далёкое прошлое, прабабушки и прадедушки современных татар одевались именно так, как изображено на фото, так что очевидно, что мусульманки в платках или мужчины с бородами как раз ближе к внешнему виду своих предков. Разумеется, дело не только во внешнем виде. Очевидно, что внешний вид человека влияет на поведение человека, демонстрирует его культурный код. То, что сейчас мы понимаем как общепринятая форма одежды, это на самом деле европейская одежда, которая была навязана почти всему миру как следствие признания мировыми элитами превосходства европейской культуры. Например, в России этот процесс начался с приходом Романовых в начале ХVII века, но касался в основном только правящих классов, 90% населения до начала ХХ века носили традиционную национальную одежду. И только большевики с приходом к власти унифицировали весь народ огромной страны под общеевропейский шаблон. Ирония состоит в том, что сегодня даже самый горячий державный патриот, который всей душой ненавидит «американских пиндосов» и «гейропу», каждый день носит одежду, придуманную каким-нибудь дизайнером с нетрадиционной ориентацией в Париже или Нью-Йорке. Также и мордовские чиновники, которые на словах ратуют за патриотизм и сильную Россию, на самом деле внедряют чуждую нам культуру, которая способствует разрушению традиционных ценностей. 
То, что именно мусульмане твердо стоят на пути людей, которые стараются всеми силами сломить народный дух, доказывает верность выбранного нами пути. Сегодня мусульмане Мордовии находятся в авангарде как религиозной так и национальной жизни татар Мордовии. Наша религия и традиции наших благородных предков дают нам прекрасный фундамент для роста и развития. От того насколько мы сможем реализовать заложенный в нас потенциал во многом зависит будущее нашего народа.

Марат Салимов

2015-12-01 11:30:00

Комментарии:

Редакция сайта islam-rm.com не несет ответственности за комментарии опубликованные пользователями.
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением комментаторов.

Для того, чтобы оставить комментарий или оценить существующие, Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться в системе!

Логин: Пароль:
  • Авылныкы
    2015-11-15 21:16:09
    А разве в статье автор где то плачется? По моему он просто приводит факты, которые вокруг нас. Фарид ты опять, что то сам себе выдумал.
    • +2
  • Ирек
    2015-11-14 07:40:53
    фаритка, я бы тебе дал адекватную оценку, но не уверен в твоей личности. Указывают на двух разных людей. Может, раскроешь свою личность? Вот тогда я смогу "оценить" твою личность в соответствующих выражениях. А пока вижу только маргинальную личность, претендующую на то, чтобы начальнички оценивали его старания как бы влиять на мусульманскую аудиторию с целью ее демотивации. Твоя личность, фаритка, невысокого полета, так как, судя по твоим высказываниям, тебе предоставляется информация по мусульманам не лучшего качества, и эта информация отнюдь не обширная, она достаточно сильно ограничена теми, кто ее тебе сливает. А то - павлин-мавлин... Не видишь, ми кушаем... Так что, фаритка-мюнхгаузен, продолжай радовать своими баснями своих начальничков и получай очередные тридцать сребреников.
    • +2
  • farid1969
    2015-11-13 19:44:23
    И вообще, не Марат ли Салимов повязывал в Мордовии пионерский галстук большим начальникам, а сейчас плачется, что его зажимают. Я тут погуглил и повсему видно, что у него все в шоколадэ. В Татарстане за похожие вещи он бы как минимум с вуза вылетел и за границу бы не смог выезжать. Так что грех особо жаловаться.
    • -2
  • farid1969
    2015-11-13 19:39:05
    Ирек, ты чё за хрен такой горы, что даёшь оценку людям. Ты блин швейцарский эталон? Если нет, то сиди и не чирикай. Павлин хренов!
    • -2
  • Правдолюб
    2015-11-07 00:26:21
    Ирек хм нет никакого секрета, мне просто стало интересно ваше экспертное мнение.
    • +1
  • Ирек
    2015-11-05 15:48:06
    Правдолюб, хм, с какой целью интересуетесь, понравился ли мне материал Марата? Пояснить можете? Мне "лично" его материал понравился. Вот если бы он мне дал его проверить и отредактировать, я бы поправил знаки препинания. Увы, запятые - слабое место не только Марата, но и многих других весьма умных людей.
    • 0
  • Правдолюб
    2015-11-05 13:14:17
    Уважаемый Ирек любитель писать длинный посты, а вот этот материал не менее уважаемого Марата Салимова вам лично понравился? И если не понравился то в чём?
    • 0
  • Ирек
    2015-11-05 09:35:15
    "...колонка главного редактора единственной татарской газеты в Мордовии..." - этот чудак Тангалычев объявил на всю Вселенную, что он выходит из Союза писателей Татарстана: http://yuldash-sputnik.ru/42/1531-2015-10-28-08-16-39.html Чудо - зачем сначала туда просился-то? И почему не вышел потихоньку, чтобы не позорить себя и татар в целом? Начальники приказали... Писать такие вещи в правительственной газете... В начале 90-х я уговаривал Камиля поехать со мной в Казань и поступить на отделение татарской филологии филфака Казанского университета. Несколько раз. Но Камиль уперся - "Меня здесь уже публикуют (тогда вышел его первый сборничек стихов, самый удачный из всех), а кто я буду там? Никто? Я по-татарски говорю плохо, как у себя в деревне - каре барасын? Я пишу по-русски". И повторял другой бред его тогдашнего куратора - Нязыфа Еналеева. Я объяснял ему, что за первый курс он свободно заговорит на литературном татарском языке, что очень многие мишари стали столпами татарской литературы, что у него есть талант и его надо развивать в русле родного татарского языка. У меня тогда были значительные возможности по устройству абитуриентов на учебу в Казанский университет. Я понял его так - "хочу быть признанным в великой русской литературе и меня признает весь мир, а в татарской литературе - если даже стану там номером один, выше Тукая и Такташа, - кто меня будет знать?" В 1997 году наше общество "Якташлар" приняло на своей конференции решение об учреждении редакции книги "Татары Мордовии" во главе с Фяритом Маминым, тогда банкиром, который обязался профинансировать написание и издание этой книги. Среди 5 членов редакции был назван и Тангалычев, которого на конференции не было. Мы полагали, что Камиль напишет что-нибудь про свой Ельниковский район и про татарские села района. А также о себе, любимом. Через недельку Мамин показывает мне письмо от Тангалычева, отпечатанное на матричном принтере, в котором он упрекает нас, - "без меня меня женили", дескать, как посмели, не спросясь его, включить в эту редакцию. И завершает письмо так: "Не желаю связывать себя с узконациональной публицистикой". Вот это плевок татарам Мордовии! А теперь, спустя 18 лет, Камиль плюет уже в татар Татарстана и всего мира... Но тогда, в конце 1997 года, я попытался еще раз образумить Камиля, в его кабинете в Доме печати. Бесполезно. "Я ничем не обязан татарском народу, татары не сделали мне ничего хорошего" - такой был его ответ на мой упрек, что каждый татарин, а тем более талантливый, должен как-то помогать своему татарскому народу. Я спросил у него: "Почему же из длинной цепочки твоих предков-татар именно ты предаешь свой татарский народ? Ведь твои предки, мурзы Тангалычевы, тоже имели хорошие возможности переметнуться на строну сильного - окреститься и им дали бы земли их же мусульманских родственников. Но они не стали это делать - они сохранили татарский язык и исламскую веру, донесли это до тебя". Точный ответ Камиля на это не помню, но с тех пор я презираю его. Увы...
    • +2
  • Авылныкы
    2015-11-04 11:35:32
    Научная статья на русском языке это наверное ещё полбеды, а вот колонка главного редактора единственной татарской газеты в Мордовии, да ещё и экс члена союза писателей Татарстана на русском языке это скорее всего уже более значимая проблема.
    • +2
  • Незванный гость
    2015-11-02 20:26:07
    Ничего странного политика этого сайта, здесь публикуются статьи на русском языке.
    • +2
  • farid1969
    2015-11-02 17:39:25
    Автор пишет про русификацию татарской элиты. Странно почему на русском языке. Данная статья обращена к тем кто не знает татарского языка или автор сам им не владеет???
    • -2