Муфтий Гайнутдин: Ислам имел решающее значение в формировании и развитии татарского народа

Муфтий Гайнутдин: Ислам имел решающее значение в формировании и развитии татарского народа

Выступление председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на Первом московском молодёжном форуме «Мост Москва – Татарстан» 18 апреля 2015 года:

Уважаемый Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич, уважаемые участники Форума «Мост Москва – Татарстан»! От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России приветствую Вас традиционным мусульманским братским приветствием: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху ? Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!

Многие из вас знают этот удивительный и часто цитируемый аят из Корана:

«О люди! Воистину, мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый пред Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (49:13).

В этом аяте дано объяснение многих вопросов, которые задает себе молодой человек, размышляя о своем месте в обществе и своем предназначении в земной жизни.

Из этого аята мы узнаем, что многообразие народов - это есть воля Создателя, и этот факт несет в себе важный смысл. Как говорит Всевышний, человечество создано во всем его многоцветии и многозвучии, «чтобы вы узнавали друг друга», то есть вели между собой благожелательный, братский диалог. Почему братский? Обратите внимание, что процитированный аят начинается с указания, что все народы созданы «из мужчины и женщины», то есть от наших первопредков ? Адама и Хаввы.

Таким образом, все человечество связано кровными узами, и наличие единых прародителей рода человеческого делает нас взаимосвязанными на все времена. Согласно Божьему повелению, мы призваны осознавать своё единство со всем родом человеческим, быть «потомками Адама и Хаввы», но одновременно осознавать и принадлежность к своему народу, к той ветви рода человеческого, в которой мы пришли в этот мир. Наше единство и одновременно различие - есть мудрый замысел Господа.

Какова же в таком случае мера достоинства человека? Чем мы отличаемся друг от друга перед Господом? Ответ в продолжении аята: «самый почитаемый пред Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный», то есть тот, кто ставит высший замысел превыше личных интересов, желаний и страстей.

Из этого мы, рождённые по воле Всевышнего именно среди татар, делаем вывод: мы не имеем права забывать о родстве и единстве со всеми народами земли, крепить с ними добрососедство, дружбу, познавать и изучать их, при этом бережно храня собственную самобытность, веру, язык и культуру.

Религией ислам, ее духовно-нравственными основами пропитано все культурное наследие татарского народа, материальное и нематериальное, начиная от моральных устоев, языка, литературы и до музыки, изобразительного искусства, архитектуры. Предки современных татар восприняли Ислам ещё во II веке хиджры,  и с тех пор религия оказывала решающее значение на процессы формирования и развития татарского народа, помогая ему преодолевать вызовы разных исторических эпох.

Живя в окружении носителей самых разных языков, самых разных народов, нашей ключевой особенностью стало именно исповедание Ислама, причём ханафитского мазхаба. Чтить этот выбор, изучать корни, исследовать и развивать традицию – наш прямой долг. Я бы сказал – священный долг.

Но нравственно точным отношение к наследию предков становится не тогда, когда я вопрошаю: «А что мне дал Татарстан, что мне дал татарский народ?», -  но когда я спрашиваю себя: «А что я дал своему народу?». Ты обогащаешься только в самоотдаче. И наоборот - народ, который начинает превозноситься и даже считать себя «исключительным», начинает путь к саморазрушению. И как тут не вспомнить известную мудрость: когда тебя спрашивают, татарин ли ты, не говори о своих дедах и родителях. Ты татарин тогда, когда твои внуки – татары! Это означает, что свою национальность со всеми её ценностями ты получил как дар, а твоя миссия - передать его в наследство своему потомству.

Я уже упомянул, что по воле Всевышнего татарской нации суждено жить и созидать в тесном соседстве со многими другими народами. И в этом кроется ещё одна особенность нашей национальной традиции – быть толмачами, переводчиками, людьми, способными связать далёкие народы, земли, бизнес, культуры. Удивительна активность и успешность наших предков и внутри Тюркского мира, и между ним и славянством, между Россией и Средней Азией, Кавказом и Закавказьем. А кто открыл первые мечети в Финляндии и в Японии? Наши предки – татары. Кто создал первую газету для всего тюркского мира, и даже шире – для всего исламского мира? «Тарджиман» Исмаила бея Гаспринского – это наш камертон.

Исмаил Гаспралы показал пример, как сочетать искреннюю погружённость в веру с успехами в науках, политике и экономике. Высокая норма для татарина – развиваться и быть впереди во всех науках и сферах жизни. Вот почему вполне естественен тот факт, что по числу награждённых высокими государственными и воинскими наградами, званиями Героев СССР татары ? вторые после русских в нашей стране. Вторая по численности нация страны занимает достойное место и среди выдающихся её граждан.

Совсем близок наш великий праздник – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. События Великой Отечественной, подвиг наших народов сегодня являются мерилом, важной точкой отсчета в системе нравственных координат современности. Как мусульмане мы соотносим свои поступки и решения с жизнью и деяниями нашего пророка Мухаммада (мир ему), а как сыновья своего Отечества, берем за образец бессмертный подвиг наших предков в годы Великой Отечественной войны.

У вас может возникнуть вопрос: а как же сочетать мою принадлежность к Российскому государству и к мировой умме, всемирному братству мусульман без границ и каких-либо отдельных государств?

Это важный вопрос, ответ на который следует также искать в Коране, в том числе в процитированном уже аяте и других. Никогда в истории не было всепланетного идеального исламского государства. Оно возможно, и оно будет лишь в далёкой эсхатологической перспективе. И Коран говорит об этом, о событиях Конца мира, о его особых признаках. Значит, наша земная действительность до тех особых времён – это жизнь в сложных взаимодействиях мусульман с немусульманами. Это и есть поле для испытаний человека в его земной жизни.

В наши дни враги Ислама, провокаторы сознательно соединили понятия ислама и государства в названии террористического проекта ИГИЛ. Это ведь сделано как раз для того, чтобы у всех вызвать отвращение от этих слов – «исламское государство» из-за той зверской практики, которую они демонстрируют миру. Мы выступаем за то, чтобы прекратить использование словосочетания «Исламское государство» про обозначении террористов группировки и заменить его на аббревиатуру ДАИШ, значение которой понятно лишь владеющим арабским языком.

«Помогайте друг другу во всём благом и в [сохранении] набожности. И не помогайте друг другу в грехе и вражде», - говорит Аллах в Священном Коране (5:2). Это подчеркивает ответственность каждой личности и каждого этноса в сохранении мира, согласия, уважительных отношений между народами и религиями, уважении языка, культуры, традиций соседей.

Есть удивительный хадис: «Пророка спросили, нужно ли что-то делать, когда услышишь о близком Конце Света? Он ответил: услышав об этом, иди и посади ещё одно дерево». Ислам не призывает человека уходить в какие-то туманные дали и не требует аскетического отказа от всей полноты жизни. Наоборот, велит до последней секунды жизни взращивать свой земной сад, быть творцом и тружеником. «Лишь служение народу признаю за счастье я. В этом лучшая отрада, сладость жизни для меня», ? так великий Габдулла Тукай выразил своё жизненное кредо. В этом он служит нам замечательным ориентиром и отличным примером. И нашей современной молодежи я хочу пожелать: пусть посаженные вами деревья украсят жизнь многих людей, пусть Родина гордится вами! Пусть каждая семья гордится вашими свершениями, подвигами и делами! Пусть Аллах Всемогущий примет ваши старания и воздаст вам великими благами в обоих мирах!

Амин.

18 апреля 2015 года, Москва

Источник: dumrf.ru

2015-12-01 11:30:00

Комментарии:

Редакция сайта islam-rm.com не несет ответственности за комментарии опубликованные пользователями.
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением комментаторов.

Для того, чтобы оставить комментарий или оценить существующие, Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться в системе!

Логин: Пароль:
Комментариев пока нет!